Интегрированный урок «Функции и графики. Квадратичная функция. Excel: Построение графиков функций по заданным параметрам»
обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по теме « Квадратичная функция » ; закрепить на практике знания, умения и навыки по теме при решении тестовых заданий ГИА; ликвидировать возможные пробелы в знаниях учащихся;
воспитывать у учащихся интерес к математике; воспитывать культуру решения математических задач и построения графиков; воспитывать аккуратность, дисциплинированность; воспитывать культуру речи и культуру общения,
воспитывать самостоятельность, волю и настойчивость, уверенность в своих силах, стремление к достижению результата.
Здоровьесберегающая технология — оценивание учебных успехов (ученик самостоятельно оценивает результат своих действий, избавляется от страха перед контролем учителя, создается комфортная обстановка, сберегающая его психологическое здоровье).
Компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация в программе PowerPoint , раздаточный материал – тесты.
Организационный момент. Проверка готовности учащихся. Сообщение темы и объяснение хода урока. Мотивация учебной деятельности.
Актуализация и проверка знаний. Устная фронтальная работа с классом по графикам.
Решение тестов №1, 2, 3 с последующей проверкой и самооценкой учащихся. (Работа в парах ; в группах).
Исследовательская деятельность. Самостоятельное решение сложной задачи с последующей проверкой на доске-экране. Каждый ученик сам оценивает свои результаты.
Подведение итогов урока, оценка знаний учащихся. Домашнее задание.
ДЕВИЗ УРОКА: Была бы охота, заладится любая работа.
Проверка готовности учащихся к уроку и наличия раздаточного материала.
Сегодня вспомним основные свойства функции, график функции . Повторим, обобщим и приведём в систему знания по теме.
А еще у нас с вами не совсем обычный урок. Мы попробуем объединить знания, полученные на уроках математики и информатики и привлечь компьютер к решению математических задач.
Актуализация знаний. Наша с вами основная цель успешно пройти государственную итоговую аттестацию. Функциональная зависимость и работа с графиками занимает значительное место в заданиях ГИА.
График зависимости числа курящих от количества выкуренных сигарет в день.
На оси по горизонтали указано количество сигарет выкуриваемых в день.
1. Сколько % мужчин и женщин выкуривают в день по 10 сигарет?
2. Сколько % мужчин и женщин выкуривают в день одинаковое количество сигарет?
Возраст курящего населения нашей страны становиться все моложе. Увеличивается число курящих женщин. Курящий человек нарушает экологию окружающей среды, подрывает свое здоровье и здоровье друзей и близких.
а) Какую функцию мы называем квадратичной?( у=ах 2 +вх+с, где а≠0,а,в,с-любые числа)
б) Какой график является графиком квадратичной функции? ( парабола)
в) Как располагается парабола на координатной плоскости, если а>0?
г) Как располагается парабола на координатной плоскости, если а
д) Сколько точек пересечения имеет парабола с осью абсцисс, если D >0?
е) Сколько точек пересечения имеет парабола с осью абсцисс, если D
ж) Сколько точек пересечения имеет парабола с осью абсцисс, если D =0?
з) Назовите координаты точки пересечения параболы с осью ординат?
Обучающиеся меняются работами делают взаимопроверку
Вариант -2 1) – В ; 2) — 2; 3) А) – 3 Б) – 2 В) – 1 Г) – 4 Вариант-1 1) — 3; 2) – 3; 3) А) -1 Б) – 4 В) – 2 Г) — 3
Поставьте по одному баллу за каждое правильно задание в бланке ответов и укажите количество баллов за этот тест.
1-группа: Найдите координаты вершины параболы у=х 2 -2х-1. /(1;-2)/
2-группа: Найдите координаты точек пересечения параболы у=х 2 + 2х — 8 с осями координат. /(-4;0) , (2;0) , (0;-8)/
3-группа: Используя график функции у = х 2 + х — 6 , решите неравенство
Глазки дружно повращали,
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
5. А теперь ребята посмотрим как можно применить знания работы на компьютере к решению наших математических задач.
Сегодня на уроке мы покажем, что табличный процессор облегчает математические расчеты и тем самым уменьшает время, отведенное для выполнения задания. Мы изучали тему «Расчетные задачи в электронных таблицах», и к некоторым задачам строили диаграммы. Частным случаем диаграмм является график.
Но в математике главное не построить график а решить систему уравнений., т.е. найти общие корни.
В информатике для решения системы уравнений можно использовать электронную таблицу. И сегодня мы попробуем решить несколько систем.
Прежде чем приступить к этому, давайте посмотрим, с какими знаниями вы сегодня пришли на урок. Для этого
обучающиеся приглашаются за компьютеры для выполнения тестовых заданий,(см. приложение «Электронный тест» на компьютере создан с помощью тестовой оболочки)
Часть обучающихся выполняют индивидуальные задания на местах ( См. Приложение тест по информатике )
1. Как называется табличный процессор в пакете прикладных программ.
3. Основные информационные объекты, обрабатываемые электронной таблицей
4. Что нужно задать для ввода данных в ячейки Электронной таблицы
5. Адрес ячейки , из чего он состоит (из имени столбца и номера строки)
6. Формула для вычисления ,что она обозначает (Содержимое ячейки А1….)
ко 2 в. Основные объекты ЭТ? (строка, столбец, ячейка, диапазон ячеек.)
к 5 в. Что такое диапазон ячеек? Как задать адрес диапазона ячеек?(Любая прямоугольная часть таблицы. Обозначается именами верхней левой и правой нижней ячеек, разделенные двоеточием.)
к 6 в. Как ввести в ячейку формулу? Чтобы ввести в ячейку формулу её следует активизировать, ввести знак равенства, а затем — адреса ячеек A 2 и B 3, соединенные математическими знаками Ввод формулы завершается нажатием клавиши [Enter], после чего в ячейке появляется результат вычислений.
Задание .Прямая заданная уравнением у=х+2 пересекает график квадратного трехчлена
[expert_bq id=»1570″]Поскольку эти функции содержат в числителе выражение под знаком квадратного корня, то обязательным условием их существования будет выполнение следующего неравенства. Если же вы хотите что-то уточнить, обращайтесь ко мне![/expert_bq] У обеих диаграмм один общий недостаток — обе части графика соединены линией (в диапазоне х от 1 до 1,2). Из этого можно сделать ошибочный вывод, что, например, для х=1,1 значение функции равно около -15. Это, конечно же, не так. Кроме того, обе части графика одного цвета, что не удобно. Поэтому, построим график используя 2 ряда данных.Построение графиков функций в решении задач по общей физике с помощью программы Excel (на примере домашнего задания по теме «Электромагнитная индукция») | Статья в журнале «Молодой ученый»
Но, с другой стороны, подобное выражение можно представить как функцию с зависимой и независимой величинами. Если мы слева от знака = поставим Y, а справа заданное выражение. Y – зависимая величина, Х – независимая величина. В этом случае Решением уравнения является точка пересечения графика функции с осью ОХ.