Практикум по переводу чисел (десятичная-двоичная-шестнадцатеричная-восьмеричная система счисления) с использованием электронных таблиц MS Excel 2003
Теоретическая часть темы в данной статье не рассматривается – считаю, что она хорошо известна во всех деталях всем, кто интересуется этой темой. Практикум представляет собой 6 файлов для демонстрации и практической работы в основных позиционных системах счисления
- Перевод_10_2.xls – перевод из десятичной системы счисления в двоичную;
- Перевод_10_8.xls – перевод из десятичной системы счисления в восьмеричную;
- Перевод_10_16.xls – перевод из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную;
- Перевод_2_10.xls – перевод из двоичной системы счисления в десятичную;
- Перевод_8_10.xls – перевод из восьмеричной системы счисления в десятичную;
- Перевод_16_10.xls– перевод из шестнадцатеричной системы счисления в десятичную (см. папки Приложение_1 и Приложение_2).
Рассмотрим организацию и технологию использования на примере файла Перевод_10_2.xls (Приложение_1).
1 лист – Тренажёр_10_2, используется для первоначальной тренировки перевода;
2 лист – Копия_ Тренажёр_10_2, – используется для более детального разбора примера с 1 листа, если учащиеся не поняли смысл и содержание технологии перевода на листе 1;
3 лист – собственно практическая работа, содержит 8 упражнений;
На листе две таблицы – основная и дополнительная. В основной таблице в яч.D6 записано число в десятичной системе счисления, которое следует перевести в двоичную систему. В яч. E6 будет помещён результат перевода. Столбцы A, B, C отведены для выполнения процесса перевода. Принцип перевода классический – последовательное целочисленное деление на 2 с остатками.
В ячейку А5 копируется переводимое число из яч.D6 (или вписывается вручную). В яч. B5 помещен делитель.
Ячейки А6 и С5 содержат формулы, помечены заливкой, уничтожение формул недопустимо! (при нечаянном уничтожении формул файл необходимо скопировать с исходной версии и работу начать заново). В яч.В5 записан делитель 2.
Перевод основан на свойстве копирования формул в электронных таблицах и осуществляется в последовательности:
- в яч.А5 вносим число 365;
- в яч А6 появляется первое частное (общий «бумажный» принцип перевода представлен для сравнения в дополнительной таблице, такие таблицы приводятся практически в любом учебном пособии);
- при помощи маркера ячейки А6 копируем формулу по столбцу А вниз до появления первого 0, появление первого 0 означает, что все частные получены;
- яч.В5 с делителем не изменяется;
- в яч. С5 уже получен первый остаток, при помощи маркера яч. С5 копируем формулу по столбцу С вниз до появления первого 0, появление первого 0 означает, что все остатки получены;
- перевод произведён,
Результат получается при последовательной записи снизу вверх всех цифр остатков в яч.Е6 (стрелка для подсказки).
Более подробно эта технология представлена на Листе 2 – Копия_ Тренажёр_10_2.
По завершении перевода учащиеся могут открыть приложение «Калькулятор» и проверить правильность своей работы.
Аналогично выполняется работа с файлами Перевод_10_8.xls и
Перевод_10_16.xls . Для записи чисел в шестнадцатеричной системе учащиеся должны воспользоваться листом Информация.
Рассмотрим организацию и технологию «обратного» перевода на примере файла Перевод_2_10.xls (Приложение_2)
- копируем число из яч.F6 в яч.A6;
- в направлении снизу вверх (по стрелке) от яч.D18 выписываем все разрядные коэффициенты двоичного числа, т.е. от младшего разряда к старшему;
- в столбце E в ячейку E12 вносим формулу =D12*C12 , формулу копируем в ячейки диапазона E13:E18 ;
- суммируем ячейки диапазона E12:E18;
- результат записываем в яч.G6
После освоения тренажёрного варианта переходим на лист практической работы. Замечу, что я преднамеренно не внесла заранее соответствующие формулы в ячейки диапазона E12:E19. Считаю, что на этом этапе надо предоставить возможность учащимся самостоятельно поработать с формулами.
По завершении перевода учащиеся могут открыть приложение «Калькулятор» и проверить правильность своей работы.
Аналогично выполняется работа с файлами Перевод_8_10.xls и
Перевод_16_10.xls . Одно небольшое отличие заключается в том, что при работе с файлом Перевод_16_10.xls вводится дополнительный столбец, в котором учащиеся должны переписать разрядные коэффициенты чисел в шестнадцатеричной системе от A до F в десятичном значении, при этом учащиеся должны воспользоваться листом Информация.
Возможно, такой Практикум покажется громоздким. Однако, мне это помогает проводить уроки более динамично, повышать мотивацию к изучению темы, добиваться понимания материала темы.
[expert_bq id=»1570″]В таком случае достаточно будет использовать встроенную в Python функции abc , которая возвращает абсолютное значение переданного ей аргумента. Если же вы хотите что-то уточнить, обращайтесь ко мне![/expert_bq]Вводится натуральное число. Найти сумму и произведение цифр, из которых состоит это число. При этом если в числе встречается цифра 0, то ее не надо учитывать при нахождении произведения.
Как сделать сумму прописью с копейками в Эксель: надстройка, формула
- в яч.А5 вносим число 365;
- в яч А6 появляется первое частное (общий «бумажный» принцип перевода представлен для сравнения в дополнительной таблице, такие таблицы приводятся практически в любом учебном пособии);
- при помощи маркера ячейки А6 копируем формулу по столбцу А вниз до появления первого 0, появление первого 0 означает, что все частные получены;
- яч.В5 с делителем не изменяется;
- в яч. С5 уже получен первый остаток, при помощи маркера яч. С5 копируем формулу по столбцу С вниз до появления первого 0, появление первого 0 означает, что все остатки получены;
- перевод произведён,
Десятичная система счисления. Используется в повседневной жизни и является самой распространенной. Все числа, которые нас окружают представлены в этой системе. В каждом разряде такого числа может использоваться только одна цифра от 0 до 9.