Как Решать в Excel Системы Неравенств • Иррациональные неравенства

Содержание

Основные методы решения неравенства.

Неравенством называется запись, в которой функции соединены знаком (или несколькими знаками) отношения «>», »

Неравенства, содержащие два знака отношения, называются двойными, три знака отношения — тройными и т.п. Примеры таких неравенств:

Решением неравенства, называется всякое значение переменой, при котором данное неравенство верно. Например, решением неравенства f(x) > g(x) является всякое значение переменной x = a, при котором справедливо неравенство
f(a) > g(a), или функция f(x) при x = a принимает большее значение чем функция g(x).

Задание «решить неравенство» означает, что требуется найти множество всех его решений. Это множество может оказаться пустым — в случае, когда решений нет. Множество всех решений неравенства будем называть его ответом.

Неравенство В называется следствием неравенства А, если всякое решение А является решением неравенства В. В этом случае используется запись АВ. Два неравенства А и В называются равносильными (или эквивалентными пишем
АВ либо А ~ В), если их ответы совпадают. Если АВ и ВА, то неравенства А и В эквивалентны.

Запись нескольких неравенств под знаком фигурной скобки называется системой (число и вид неравенств, входящих в систему, может быть произвольным). Решение системы неравенств есть пересечение решений всех входящих в нее неравенств. Двойное неравенство f(x) < g(x) < h(x) можно записать в виде системы:

Запись нескольких неравенств, объединенных квадратной скобкой, называется совокупностью данных неравенств. Решение совокупности есть объединение решений входящих в нее неравенств.

Частное двух чисел положительно в том случае, когда и делимое, и делитель положительны, или они отрицательны. Опираясь на это утверждение составим совокупность двух систем неравенств.

Решение (множество значений переменной обращающих данное неравенство в истинное числовое неравенство) искомого неравенства можно записать несколькими способами:

Сформулируем несколько часто используемых при отыскании решений свойств неравенств, все они уже знакомы Вам.

1. К обеим частям неравенства можно прибавить одну и туже функцию определенную в ОДЗ данного неравенства. Если f(x) > g(x) и h(x) — любая функция определенная в ОДЗ данного неравенства, то f(x) + h(x) > g(x) + h(x)

2. Если обе части неравенства умножить на положительную функцию, определенную в ОДЗ данного неравенства (или на положительное число), то получим неравенство, равносильное исходному неравенству:

3. Если обе части неравенства умножить на отрицательную функцию, определенную в ОДЗ данного неравенства (или на отрицательное число) и знак неравенства изменить на противоположный, то полученное неравенство эквивалентно данному неравенству:

4. Неравенства одинакового смысла можно почленно складывать. Если f(x) > g(x) и m(x) > h(x), то f(x) + m(x) > g(x) + h(x).

5.Неравенства противоположного смысла можно почленно вычитать если f(x) > g(x) и h(x) < m(x), то f(x) — h(x) < g(x) — m(x).

6. Неравенства одного смысла с положительными частями можно почленно умножать.

7. Неравенства, образованные неотрицательными функциями, можно почленно возводить в положительную степень:

Иногда, решая неравенство, приходится переходить к неравенству — следствию, т.е. выполнять неравносильное преобразование (как правило, связанные с расширением ОДЗ): заменить функцию f(x) — f(x) нулем, сократить неравенство f <x)gf(x)h<x) на общий положительный множитель f<x) и т.п. Решения, найденные в результате этих действий, могут оказаться посторонними. Перед записью ответа их следует "отсечь"посторонние решения.

Пусть M – множество допустимых значений переменной х данного неравенства (ОДЗ). B – множество найденных решений неравенства. A множество решений данного неравенства. Тогда A = BM.

Вычтем из обеих частей неравенства функциюполучим неравенство 3х > 9.

Разделим обе части полученного неравенства на положительное число 3 в результате получим x > 3 (2). Выполнив это преобразование, мы заменили неравенство (1) неравенством (2). Эти неравенства не равносильны.(1)(2).

Метод интервалов часто используют при решения неравенств. Он позволяет свести решение неравенства f(x) > 0 () к решению уравнения f(x) = 0.

2.Неравенство приводится к виду f(x) > 0() (т.е. правая часть переносится влево) и упрощается.

4.На числовой оМетод интервалов часто используют при решения неравенств. Он позволяет свести решение неравенства f(x) > 0 (, <,) к решению уравнения f(x) = 0.

Метод заключается в следующем:венство строгое, и закрашенных, если оно нестрогое.

5.Все точки, отмеченные на ОДЗ и ограничивающие его, разбивают это множество на так называемые интервалы знакопостоянства. На каждом таком интервале определяется знак функции f(х).

Метод интервалов основан на том, что непрерывная функция f(x) может изменить знак либо в граничных точках ОДЗ, где она «разрывается», либо проходя через ноль, т.е. в точках, являющиеся корнях уравнения f(x) = 0. Ни в каких других точках перемены знака не происходит.

Решим уравнениеЧислитель дроби равен 0 при x = -1, это и есть корень уравнения. Отметим найденный корень на чертеже (черным кружком, т.к. неравенство нестрогое), предварительно отметив ОДЗ:

Чтобы определить знак на промежутке (-1; 5) возьмем число 0,

Чтобы определить знак на втором промежутке возьмем число 8,

Точки 0 и 8 выбирались произвольно, но так, чтобы упростить процесс вычисления каждого значения функции.

Как Решать в Excel Системы Неравенств • Иррациональные неравенства

Используя свойство частного и определение квадратного корня делаем вывод, чтооткудаОДЗ: x(0; 1)(1; 7)(7; +)

Таким образом, решением данного неравенства является множество чисел принадлежащих промежутку (0; 1)(1; 7)

Эти примеры наглядно демонстрируют, что промежутки знакопостоянства не обязательно чередуются, процесс определения знака на промежутке может оказаться довольно трудной задачей.

Если функция представляет собой произведение нескольких не повторяющихся множителей, имеющих вид (ax + b), где a > 0, то знаки функции на промежутках справа на лево чередуются с «плюса» на «минус». Если какой-то множитель повторяется четное число раз, то при переходе через эту точку смены знака не происходит. В примере №4 Такой точкой была точка 1

Функция в левой части неравенства представляет собой произведение не повторяющихся множителей, значит знаки этой функции чередуются cправа на лево с «+» на «-» .

[expert_bq id=»1570″]Теперь расставим точки пересечения и цветом определим, какой график у нас по идее должен быть больше, то есть displaystyle _. Если же вы хотите что-то уточнить, обращайтесь ко мне![/expert_bq] Цель урока — научиться решать линейные уравнения любого уровня сложности. Линейные уравнения – основа всей алгебры. Научитесь решать линейные уравнения, и вам будет намного проще осваивать всё остальное.
Как Решать в Excel Системы Неравенств • Иррациональные неравенства

Тема 4. Неравенства и системы неравенств — Материалы для подготовки к вступительным экзаменам в СГГА

Из алгоритма следует, что для начала нужно найти корень уравнения − 3 · x + 12 = 0 . Получаем, что − 3 · x = − 12 , x = 4 . Необходимо изобразить координатную прямую, где отмечаем точку 4 . Она будет выколотой, так как неравенство является строгим. Рассмотрим чертеж, приведенный ниже.

Системы неравенств — определение и вычисление с примерами решения

Системы неравенств и совокупность неравенств

Системы неравенств - определение и вычисление с примерами решения

Если скорость увеличится на 1 км/ч, то длина пройденного пути будет больше 4-х км и соответствующее неравенство примет вид:

Системы неравенств - определение и вычисление с примерами решения

Если скорость уменьшится на 1 км/ч, то длина пройденного пути будет меньше 4-х км и соответствующее неравенство примет вид:

По условию задачи нужно найти такое значение , которое удовлетворяло бы каждому из неравенств:

Системы неравенств - определение и вычисление с примерами решения

Неравенства, объединенные союзом записывают с помощью фигурной скобки и говорят, что они образуют систему неравенств.

Системы неравенств - определение и вычисление с примерами решения

В данной задаче нужно решить систему неравенств

Системы неравенств - определение и вычисление с примерами решения

Если каждое неравенство системы заменить на равносильное неравенство, то получим Изобразим на числовой прямой множество решений неравенств, входящих в систему, и найдем их пересечения (общую часть).

Системы неравенств - определение и вычисление с примерами решения

Для того, чтобы решить систему неравенств нужно найти множество решений каждого неравенства и найти пересечение этих множеств, то есть, общую часть.

Системы неравенств - определение и вычисление с примерами решения

Ответ: Решение системы промежуток .

Совокупность неравенств

Задача. Наргиз и Эльшан играют в игру, построенную на числах. Каждый берег карточку с числом и прибавляет к нему 5. Если ответ будет меньше 10-ти или же больше 15-ти, то владелец карточки зарабатывает очко. Выразите с помощью неравенства ситуацию, когда Эльшан взяв одну карточку заработал очко.

Системы неравенств - определение и вычисление с примерами решения

Системы неравенств - определение и вычисление с примерами решения

Решением данной совокупности неравенств будет множество: .

Системы неравенств - определение и вычисление с примерами решения

Решите неравенство:

Системы неравенств - определение и вычисление с примерами решения

Данное неравенство сводится к решению совокупности:

Системы неравенств - определение и вычисление с примерами решения

Решение 1-ой системы совокупности:

Системы неравенств - определение и вычисление с примерами решения

Решение 2-ой системы совокупности:

Системы неравенств - определение и вычисление с примерами решения

Решением данной совокупности будет

Неравенства, содержащие переменную под знаком модуля

Система неравенств, совокупность неравенств

Системы неравенств - определение и вычисление с примерами решения

Системы неравенств - определение и вычисление с примерами решения

Пример 2.

Системы неравенств - определение и вычисление с примерами решения

Решение:

Системы неравенств - определение и вычисление с примерами решения

Системы неравенств - определение и вычисление с примерами решения

Пример 3.

Системы неравенств - определение и вычисление с примерами решения

Решение:

Линейные неравенства с двумя переменными

Системы неравенств - определение и вычисление с примерами решения

• Чтобы убедиться в правильности выбора полуплоскости, соответствующей решению неравенства, выбираются пробные точки в каждой из полуплоскостей. Закрашивается та полуплоскость, в которой расположена точка, удовлетворяющая данному неравенству.

Системы неравенств - определение и вычисление с примерами решения

• Если неравенство выражается знаками то множество точек образующих линию границы принадлежат графику и изображаются сплошной линией

Системы неравенств - определение и вычисление с примерами решения

1. Решим неравенство относительно переменной :

Системы неравенств - определение и вычисление с примерами решения

2. Нарисуем график уравнения пунктирной линией.

Системы неравенств - определение и вычисление с примерами решения

Пример 2. Напишите неравенство, соответствующее графику.

Системы неравенств - определение и вычисление с примерами решения

Пример 1. Билет в театр для взрослых стоит 16 манат, а детский — 4 манат. Деньги, вырученные от продажи билетов в кассе, составляют не более 160 манат. Определите различные варианты количества проданных билетов. Числовые информации и переменные, соответствующие условию задачи:

Системы неравенств - определение и вычисление с примерами решения

Системы неравенств - определение и вычисление с примерами решения

Математическая запись:

2. Закрасим фигуру, заданную графиком и осями координат.

Системы неравенств - определение и вычисление с примерами решения

Системы линейных неравенств с двумя переменными

Системы неравенств - определение и вычисление с примерами решения

Решением системы линейных неравенств с двумя переменными называется множество пар чисел , которые удовлетворяют каждому неравенству системы. На примере покажем графическое решение системы линейных неравенств.

Системы неравенств - определение и вычисление с примерами решения

Пример 1.

Системы неравенств - определение и вычисление с примерами решения

1. С помощью граничной прямой построим график, соответствующий неравенству , а соответствующую площадь представим голубыми линиями.

2. С помощью уравнения построим график, соответствующий неравенству а соответствующую площадь представим красными линиями.

3. Множеством решений данной системы неравенств будет часть плоскости, закрашенная обоими цветами.

Системы неравенств - определение и вычисление с примерами решения

4. Выберем отсюда одну точку, например , и проверим, удовлетворяют ли координаты системе неравенств:

Системы неравенств - определение и вычисление с примерами решения

Системы неравенств - определение и вычисление с примерами решения

Каждая пара из закрашенной обоими цветами части является решением данных неравенств системы. Согласно условиям неравенств граничные линии тоже принадлежат решению системы, поэтому они нарисованы сплошными линиями.

Системы неравенств - определение и вычисление с примерами решения

Пример 2. Изобразите графически на координатой плоскости неравенство

1. Запишем двойное неравенство в виде системы неравенств:

Системы неравенств - определение и вычисление с примерами решения

5. Проверка: проверим в точке

Системы неравенств - определение и вычисление с примерами решения

График системы линейных неравенств, соответствующий реальным жизненным ситуациям, в большинстве случаев строится в первой четверти координатной плоскости.

Системы неравенств - определение и вычисление с примерами решения

Системы неравенств - определение и вычисление с примерами решения

Системы неравенств - определение и вычисление с примерами решения

3. С помощью пробной точки проверим систему неравенств.

Системы неравенств - определение и вычисление с примерами решения

При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Telegram и логотип telegram являются товарными знаками корпорации Telegram FZ-LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

[expert_bq id=»1570″]Чтобы ещё проще было запомнить, просто пририсуйте к этим знакам ножки, чтобы получились бокалы вот только не надо сейчас обвинять меня в пропаганде наркомании и алкоголизма если вы всерьёз изучаете этот урок, то вы уже наркоман. Если же вы хотите что-то уточнить, обращайтесь ко мне![/expert_bq] Бесчисленное множество ошибок было допущено в тот момент, когда ученик забывал ставить модуль! Но это совсем другая история (это как бы иррациональные уравнения), поэтому не будем сейчас в это углубляться. Давайте лучше решим парочку задач:

Системы линейных неравенств с одной переменной

Ты скажешь «Стоп! Формула для \( \displaystyle y\) очень похожа на формулу нахождения дискриминанта» да, так оно и есть, и это является огромным минусом «прямого» построения параболы, чтобы найти ее корни.

Системы линейных неравенств с одной переменной

Примеры решения систем линейных неравенств с одной переменной

Несколько линейных неравенств, удовлетворяющих одним и тем же решениям, образуют систему.

Рассмотрим простейший пример. Система состоит из двух неравенств, которые уже решены.

Решениями первого неравенства являются все числа, которые больше 4. Решениями второго неравенства являются все числа, которые меньше 9.

Изобразим множество решений каждого неравенства на координатной прямой и запишем ответы к ним в виде числовых промежутков:

числовые промежутки от 4 до б и минус б до 9

Говоря по-простому, нужно указать числа, которые больше 4, но меньше 9. Очевидно, что речь идет о числах, находящихся в промежутке от 4 до 9.

Значит решениями системы являются числа от 4 до 9. Границы 4 и 9 не включаются во множество решений системы, поскольку неравенства x > 4 и x < 9 строгие. Ответ можно записать в виде числового промежутка:

Также, нужно изобразить множество решений системы на координатной прямой.

Для системы линейных неравенств решение на координатной прямой изображают так:

числовой промежуток от 4 до 9 step 1

На верхней области отмечают множество решений первого неравенства x > 4

числовой промежуток от 4 до 9 step 2

На нижней области отмечают множество решений второго неравенства x < 9

числовой промежуток от 4 до 9 step 3

Нас интересует область, которая отмечена штрихами с обеих сторон. В этой области и располагаются решения системы . Видно, что эта область располагается в промежутке от 4 до 9. Для наглядности выделим эту область красным цветом:

числовой промежуток от 4 до 9 step 4

Для проверки можно взять любое число из этого промежутка и подставить его в исходную систему . Возьмем, например, число 6

Видим, что решение 6 удовлетворяет обоим неравенствам. Возьмём ещё какое-нибудь число из промежутка (4; 9) , например, число 8

Видим, что решение 8 удовлетворяет обоим неравенствам.

Исходя из рассмотренного примера, можно сформировать правило для решения системы линейных неравенств:

Чтобы решить систему линейных неравенств, нужно по отдельности решить каждое неравенство, и указать в виде числового промежутка множество решений, удовлетворяющих каждому неравенству.

Пример 2. Решить систему неравенств

Решениями первого неравенства являются все числа, которые больше 17. Решениями второго неравенства являются все числа, которые больше 12.

Решениями же обоих неравенств являются все числа, которые больше 17.

Изобразим множество решений системы на координатной прямой и запишем ответ в виде числового промежутка.

Для начала отметим на координатной прямой границы обоих неравенств:

x b 17 i x b 12 step 2

На верхней области отметим множество решений первого неравенства x > 17

x b 17 i x b 12 step 3

На нижней области отметим множество решений второго неравенства x > 12

x b 17 i x b 12 step 4

Нас интересует область, которая отмечена штрихами с обеих сторон. В этой области и располагаются решения системы . Видно, что эта область располагается в промежутке от 17 до плюс бесконечности. Запишем ответ в виде числового промежутка:

Пример 3. Решить систему неравенств

Решим каждое неравенство по отдельности. Делать это можно внутри системы. Если испытываете затруднения при решении каждого неравенства, обязательно изучите предыдущий урок

Получили систему . На этом решение завершается. Осталось изобразить множество решений системы на координатной прямой и записать ответ в виде числового промежутка.

Как и в прошлом примере, сначала нужно отметить границы обоих неравенств, затем отметить множество решений каждого неравенства ( x > 6 и x > 3 ). Область координатной прямой, отмеченная с обеих сторон, будет промежутком, в котором располагается множество решений системы

2x - 12 b 0 i 3x b 9 step 3

Пример 4. Решить систему неравенств

Изобразим множество решений системы на координатной прямой и запишем ответ в виде числового промежутка:

2x - 12 b 0 i 3x b 9 step 4

Пример 5. Решить неравенство

Изобразим множество решений системы на координатной прямой и запишем ответ в виде числового промежутка:

12 na 3 - x - 08x b i r 6 step 4

Когда решений нет

Если неравенства, входящие в систему, не имеют общих решений, то говорят, что система не имеет решений.

Пример 1. Решить неравенство

Решениями первого неравенства являются все числа, которые больше 7, включая число 7. Решениями второго неравенства являются все числа, которые меньше −3, включая число −3.

Видим, что у данных неравенств нет общих решений. Увидеть это наглядно позволит координатная прямая. Отметим на ней множество решений каждого неравенства:

6y b i r 42 step 3

На координатной прямой нет областей, которые отмечены штрихами с обеих сторон. Это говорит о том, что неравенства y ≥ 7 и y ≤ −3 не имеют общих решений. Значит не имеет решений система

А если не имеет решений приведённая равносильная система , то не имеет решений и исходная система

Пример 2. Решить систему неравенств

Изобразим множество решений неравенств x ≤ −3 и x ≥ 9 на координатной прямой:

15x plus 45 m r 0 step 3

Видим, что на координатной прямой нет областей, которые отмечены штрихами с обеих сторон. Значит неравенства x ≤ −3 и x ≥ 9 не имеют общих решений. А значит не имеет решений система

А если не имеет решений приведённая равносильная система , то не имеет решений и исходная система

07 na 5a plus 1 - 05 na 1 plus a m 3a step 1

Пример 3. Решить систему неравенств

07 na 5a plus 1 - 05 na 1 plus a m 3a step 2

[expert_bq id=»1570″]Для начала преобразуем ее таким образом, чтобы слева было все, что связано с displaystyle y , а справа что связано с displaystyle x. Если же вы хотите что-то уточнить, обращайтесь ко мне![/expert_bq] Ты скажешь «Стоп! Формула для \( \displaystyle y\) очень похожа на формулу нахождения дискриминанта» да, так оно и есть, и это является огромным минусом «прямого» построения параболы, чтобы найти ее корни.

Линейные неравенства, примеры, решения

Иногда, решая неравенство, приходится переходить к неравенству — следствию, т.е. выполнять неравносильное преобразование (как правило, связанные с расширением ОДЗ): заменить функцию f(x) — f(x) нулем, сократить неравенство f <x)gf(x)h<x) на общий положительный множитель f<x) и т.п. Решения, найденные в результате этих действий, могут оказаться посторонними. Перед записью ответа их следует "отсечь"посторонние решения.

Решение неравенств с модулем

Сегодня, друзья, не будет никаких соплей и сантиментов. Вместо них я без лишних вопросов отправлю вас в бой с одним из самых грозных противников в курсе алгебры 8—9 класса.

Да, вы всё правильно поняли: речь идёт о неравенствах с модулем. Мы рассмотрим четыре основных приёма, с помощью которых вы научитесь решать порядка 90% таких задач. А что с остальными 10%? Что ж, о них мы поговорим в отдельном уроке.:)

Однако перед тем, как разбирать какие-то там приёмы, хотелось бы напомнить два факта, которые уже необходимо знать. Иначе вы рискуете вообще не понять материал сегодняшнего урока.

Что уже нужно знать

Капитан Очевидность как бы намекает, что для решения неравенств с модулем необходимо знать две вещи:

Определение модуля

Тут всё просто. Есть два определения: алгебраическое и графическое. Для начала — алгебраическое:

Определение. — это либо само это число, если оно неотрицательно, либо число, ему противоположное, если исходный $x$ — всё-таки отрицателен.

Говоря простым языком, модуль — это «число без минуса». И именно в этой двойственности (где-то с исходным числом ничего не надо делать, а где-то придётся убрать какой-то там минус) и заключается вся сложность для начинающих учеников.

Есть ещё геометрическое определение. Его тоже полезно знать, но обращаться к нему мы будем лишь в сложных и каких-то специальных случаях, где геометрический подход удобнее алгебраического (спойлер: не сегодня).

Определение. Пусть на числовой прямой отмечена точка $a$. Тогда $\left| x-a \right|$ называется расстояние от точки $x$ до точки $a$ на этой прямой.

Если начертить картинку, то получится что-то типа этого:

Как Решать в Excel Системы Неравенств • Иррациональные неравенства

Графическое определение модуля

Так или иначе, из определения модуля сразу следует его ключевое свойство: модуль числа всегда является величиной неотрицательной. Этот факт будет красной нитью идти через всё наше сегодняшнее повествование.

Решение неравенств. Метод интервалов

Теперь разберёмся с неравенствами. Их существует великое множество, но наша задача сейчас — уметь решать хотя бы самые простые из них. Те, которые сводятся к линейным неравенствам, а также к методу интервалов.

На эту тему у меня есть два больших урока (между прочем, очень, ОЧЕНЬ полезных — рекомендую изучить):

Если вы всё это знаете, если фраза «перейдём от неравенства к уравнению» не вызывает у вас смутное желание убиться об стену, то вы готовы: добро пожаловать в ад к основной теме урока.:)

Неравенства вида «Модуль меньше функции»

Это одна из самых часто встречающихся задач с модулями. Требуется решить неравенство вида:

В роли функций $f$ и $g$ может выступать что угодно, но обычно это многочлены. Примеры таких неравенств:

Все они решаются буквально в одну строчку по схеме:

Нетрудно заметить, что избавляемся от модуля, но взамен получаем двойное неравенство (или, что тоже самое, систему из двух неравенств). Зато этот переход учитывает абсолютно все возможные проблемы: если число под модулем положительно, метод работает; если отрицательно — всё равно работает; и даже при самой неадекватной функции на месте $f$ или $g$ метод всё равно сработает.

Естественно, возникает вопрос: а проще нельзя? К сожалению, нельзя. В этом вся фишка модуля.

Впрочем, хватит философствовать. Давайте решим парочку задач:

Думаю, после этих примеров схема решения предельно ясна:

  1. Уединить модуль, перенеся все другие слагаемые в противоположную часть неравенства. Таким образом мы получим неравенство вида $\left| f \right| \lt g$.
  2. Решить это неравенство, избавившись от модуля по описанной выше схеме. В какой-то момент потребуется перейти от двойного неравенства к системе из двух самостоятельных выражений, каждое из которых уже можно решать отдельно.
  3. Наконец, останется лишь пересечь решения этих двух самостоятельных выражений — и всё, мы получим окончательный ответ.

Аналогичный алгоритм существует и для неравенств следующего типа, когда модуль больше функции. Однако там есть парочка серьёзных «но». Об этих «но» мы сейчас и поговорим.

Неравенства вида «Модуль больше функции»

Похоже на предыдущее? Похоже. И тем не менее решаются такие задачи совсем по-другому. Формально схема следующая:

При этом варианты объединены квадратной скобкой, т.е. перед нами совокупность двух требований.

Обратите внимание ещё раз: перед нами не система, а совокупность, поэтому в ответе множества объединяются, а не пересекаются. Это принципиальное отличие от предыдущего пункта!

Вообще, с объединениями и пересечениями у многих учеников сплошная путаница, поэтому давайте разберёмся в этом вопросе раз и навсегда:

  • «∪» — это знак объединения. По сути, это стилизованная буква «U», которая пришла к нам из английского языка и является аббревиатурой от «Union», т.е. «Объединения».
  • «∩» — это знак пересечения. Эта хрень ниоткуда не пришла, а просто возникла как противопоставление к «∪».

Чтобы ещё проще было запомнить, просто пририсуйте к этим знакам ножки, чтобы получились бокалы (вот только не надо сейчас обвинять меня в пропаганде наркомании и алкоголизма: если вы всерьёз изучаете этот урок, то вы уже наркоман):

В переводе на русский это означает следующее: объединение (совокупность) включает в себя элементы из обоих множеств, поэтому никак не меньше каждого из них; а вот пересечение (система) включает в себя лишь те элементы, которые одновременно находятся и в первом множестве, и во втором. Поэтому пересечение множеств никогда не бывает больше множеств-исходников.

Так стало понятнее? Вот и отлично. Переходим к практике.

Как видите, наша схема прекрасно работает как для простых задач, так и для весьма жёстких. Единственное «слабое место» в таком подходе — нужно грамотно сравнивать иррациональные числа (и поверьте: это не только корни). Но вопросам сравнения будет посвящён отдельный (и очень серьёзный урок). А мы идём дальше.

Неравенства с неотрицательными «хвостами»

Вот мы и добрались до самого интересного. Это неравенства вида:

Вообще говоря, алгоритм, о котором мы сейчас поговорим, верен н только для модуля. Он работает во всех неравенствах, где слева и справа стоят гарантированно неотрицательные выражения:

В неравенствах с неотрицательными «хвостами» можно возводить обе части в любую натуральную степень. Никаких дополнительных ограничений при этом не возникнет.

Прежде всего нас будет интересовать возведение в квадрат — он сжигает модули и корни:

Вот только не надо путать это с извлечением корня из квадрата:

Бесчисленное множество ошибок было допущено в тот момент, когда ученик забывал ставить модуль! Но это совсем другая история (это как бы иррациональные уравнения), поэтому не будем сейчас в это углубляться. Давайте лучше решим парочку задач:

Небольшое замечание насчёт последней задачи. Как точно подметил один мой ученик, оба подмодульных выражения в данном неравенстве заведомо положительны, поэтому знак модуля можно без ущерба для здоровья опустить.

Но это уже совсем другой уровень размышлений и другой подход — его условно можно назвать методом следствий. О нём — в отдельном уроке. А сейчас перейдём к финальной части сегодняшнего урока и рассмотрим универсальный алгоритм, который работает всегда. Даже тогда, когда все предыдущие подходы оказались бессильны.:)

Метод перебора вариантов

А что, если все эти приёмы не помогут? Если неравенство не сводится неотрицательным хвостам, если уединить модуль не получается, если вообще боль-печаль-тоска?

Тогда на сцену выходит «тяжёлая артиллерия» всей математики — метод перебора. Применительно к неравенствам с модулем выглядит он так:

  1. Выписать все подмодульные выражения и приравнять их к нулю;
  2. Решить полученные уравнения и отметить найденные корни на одной числовой прямой;
  3. Прямая разобьётся на несколько участков, внутри которого каждый модуль имеет фиксированный знак и потому однозначно раскрывается;
  4. Решить неравенство на каждом таком участке (можно отдельно рассмотреть корни-границы, полученные в пункте 2 — для надёжности). Результаты объединить — это и будет ответ.:)

Ну как? Слабо? Легко! Только долго. Посмотрим на практике:

Напоследок — одно замечание, которое, возможно, убережёт вас от глупых ошибок при решении реальных задач:

[expert_bq id=»1570″]Необходимо раскрыть скобки, привести подобные слагаемые, перенести все слагаемые в левую часть и привести подобные слагаемые. Если же вы хотите что-то уточнить, обращайтесь ко мне![/expert_bq] Определяем знак из промежутка ( 4 , + ∞ ) , тогда подставляем значение х = 5 . Имеем, что − 3 · 5 + 12 = − 3 < 0 . Знак на промежутке является отрицательным. Изобразим на числовой прямой, приведенной ниже.

Решение неравенств с модулем

  • «∪» — это знак объединения. По сути, это стилизованная буква «U», которая пришла к нам из английского языка и является аббревиатурой от «Union», т.е. «Объединения».
  • «∩» — это знак пересечения. Эта хрень ниоткуда не пришла, а просто возникла как противопоставление к «∪».

Цель урока — научиться решать линейные уравнения любого уровня сложности. Линейные уравнения – основа всей алгебры. Научитесь решать линейные уравнения, и вам будет намного проще осваивать всё остальное.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: