Диаграмма Исикавы Как Построить в Excel • Использование диаграммы

Методики cегодня в Базе — 29 креативных методик

Скопируйте готовый код используя комбинацию клавиш Ctrl+C.

Калошин Н.Г. Диаграмма Исикавы-Сибирякова / Н.Г. Калошин, В.Г. Сибиряков. – 1996. – 10 с. – Деп. в ЧОУНБ 28.05.1998 № 2257.

Методика построения “классической” диаграммы Исикавы
для анализа показателя качества

По японскому промышленному стандарту (JIS) – эта диаграмма показывает отношение между показателем качества и воздействующими на него факторами. Первое описание на русском языке – в 1970 г.

П1. Для решения конкретных проблем сформулируйте показатель качества как можно точнее.

П2. Для каждого исследуемого показателя качества постройте СВОЮ диаграмму причин и результатов.

П3. Выберите такие показатели качества и такие факторы (причины), которые можно измерить. Если их измерение невозможно, то надо все-таки попытаться это сделать или найти показатели-заменители.

2. Если диаграмма строится для систематизации списка причин, то перейти к пункту 4. Если диаграмма строится для определения причин, то перейти к пункту 3.

3.1. Выберите показатель качества и напишите его в середине правого края чистого листа бумаги. Слева направо проведите прямую линию (“хребет”), а записанный показатель заключите в прямоугольник.

3.2. Напишите главные причины, которые влияют на показатель качества, заключите их в прямоугольники и соедините с “хребтом” стрелками (в виде) “больших костей хребта”.

П4. Для определения причин, влияющих на показатель качества, порассуждайте об изменениях в показателе качества. Если данные показывают, что изменения этого показателя существуют, то продумайте и определите причины изменений. Изменение результата может обусловливаться изменениями в факторах.

П5. Если из рассмотрения выпал какой-то фактор, то он не появится на более поздней стадии.

3.3. Напишите причины (вторичные), влияющие на главные причины (“большие кости”), и расположите их в виде “средних костей”, примыкающих к “большим”.

П7. На этом шаге построения и на следующем прибегнуть к рассмотрению проблемы с точки зрения “изменчивости” (по аналогии с примечанием П4).

3.4. Напишите причины третичного порядка, которые влияют на вторичные причины, и расположите их в виде “мелких костей”, примыкающих к “средним”.

3.5. Необходимо убедиться в том, что причины понятны всем участникам анализа. Для этой цели рекомендуется использовать подход, предусматривающий поиск ответов на следующие вопросы, приписываемые римскому ктитору Квинтиллиану: Почему? Что? Где? Когда? Кто? Как?

4.1. Отыщите как можно большее число причин, которые, возможно, влияют на выбранный показатель.

П8. Для поиска причин можно использовать любые известные Вам методы (мозговой штурм и т.п.).

4.2. Рассмотрите отношения между причинами и постройте диаграмму, сочленяя ее элементы на основе отношений причина-результат с показателем качества.

4.3. Систематизируйте причины, рассматривая их в последовательности: от “мелких костей” к “средним” и от “средних” к “большим”.

4.4. Если одна категория причин начинает преобладать, ее рекомендуется выделить в качестве отдельной причины и построить самостоятельную диаграмму.

5. Установите важность каждого фактора и отметьте особо важные факторы.

5.1. Распределите (проранжируйте) причины по степени их важности (значимости) на основе объективных значений или данных.

П10. Большинство проблем, которые могли быть поставлены и решены на основе субъективного опыта или знаний, вероятно, уже решены. Оставшиеся же не решены из-за сложности или не ставились из-за неочевидности. Объективное установление важности факторов с помощью данных – это более строгий и логичный подход.

5.2. Выделите особо важные причины, которые предположительно оказывают наибольшее влияние на показатель качества, и выделите их другим цветом на диаграмме.

По причинам, по которым можно дать количественную оценку, надо провести измерения с помощью различных методов. Это подтвердит наличие проблемы, укажет на степень ее серьезности, создаст основу для определения первоочередных задач и последующих оценок принятых мер.

6. Нанесите на диаграмму всю необходимую информацию: ее название, наименование изделия, процесса анализа (или группы процессов анализа), имена участников процесса анализа, дату и т.д.

7. Отыщите факторы, по которым подлежит принять меры.

На последнем этапе определяются одна или две наиболее вероятные причины, разрабатываются рекомендации по их устранению.

Последующая оценка, желательно количественная, призвана установить, позволили ли принятые меры реально устранить эти наиболее вероятные причины. При отрицательном результате следует продолжить работу по выявлению наиболее вероятных причин и разработке мер по их ликвидации до полного решения проблемы.

П11. Если по обнаруженной причине нельзя предпринять никаких действий, то проблема неразрешима. Чтобы процесс совершенствования стал эффективным, надо разбивать причины на подпричины до тех пор, пока по каждой из подпричин можно будет предпринять управляющие действия, иначе сам процесс выявления подпричин превратится в бессмысленное упражнение.

8. Пытайтесь постоянно совершенствовать диаграмму причин и результатов, пока вы ею пользуетесь. Использование диаграммы поможет обнаружить элементы:

– которые нужно проверить, устранить или модифицировать,

Из методики построения “классической” диаграммы виден основной ее недостаток – диаграмма применима для анализа простых систем с незапутанными следствиями и причинами.

Методика построения комплексной диаграммы Исикавы-Сибирякова
для анализа нетехнических систем

1. Определение (выбор) главной проблемы или цели, для анализа которой будет построена диаграмма.

1.1. Предложите первоначальную формулировку проблемы или цели анализа, которая представляется правильной.

1.2. Дать уточненную формулировку главной проблемы или цели анализа, используя вопрос «Для чего нужно решать проблему или достигать поставленную цель?».

1.3. Если предварительная формулировка окажется неточной, то процедура по п.1.2 повторяется до нахождения уточненной формулировки.

П2. В результате выполнения шагов 1.1 и 1.2 (или примечания П1) выявляется система проблем и целей. Эта система в себе содержит иерархию проблем и целей. Самая главная цель из этой системы может совпадать с главной полезной функцией системы (с «миссией» коммерческой структуры).

1.5. Выберите главную проблему или цель, для анализа которой будет построена диаграмма.

2. Построение функциональной диаграммы («дерева» функций).

2.1. Определите (выберите) главную полезную функцию (ГПФ) системы с учетом главной проблемы или цели, выбранной на шаге 1.4.

П3. Для решения конкретных проблем сформулируйте главную полезную функцию как можно точнее.

П4. Если система имеет несколько подсистем, деятельность каждой из которых можно считать независящей от других подсистем, то для каждой исследуемой подсистемы постройте СВОЮ диаграмму.

П5. Желательно выбрать главные полезные функции такими, чтобы производимые ими изменения можно было измерить. Если их измерение невозможно, то надо все-таки попытаться это сделать или найти показатели-заменители.

2.2. Напишите главную полезную функцию, определенную в п.2.1, в середине правого края чистого листа бумаги и заключите ее в прямоугольник. Вправо от этого прямоугольника проведите короткую прямую линию. Превратите эту линию в стрелку, направленную слева-направо.

Диаграмма Исикавы Как Построить в Excel • Использование диаграммы

П6. Функции, обеспечивающие выполнение главной полезной функции (ГПФ) системы, назовем основными. Этих функций не бывает меньше двух.

П7. Для определения основных функций порассуждайте о возможности обеспечения выполнения ГПФ или воспользуйтесь консультацией узкого специалиста по этой системе.

2.3. Слева-направо проведите к прямоугольнику ГПФ длинную прямую линию («ствол дерева»). Превратите эту линию в стрелку, направленную слева-направо. Напишите основные функции, заключите их в прямоугольники и соедините со «стволом» стрелками (в виде) «больших ветвей дерева».

Диаграмма Исикавы Как Построить в Excel • Использование диаграммы

П8. Если из рассмотрения выпала какая-то обеспечивающая функция, то она (при невнимательной работе) может и не появиться на последующих шагах.

П9. Типовыми носителями обеспечивающих функций являются:

П10. Вспомогательная функция первого ранга – функция, обеспечивающая выполнение основной функции. Для любой основной функции этих функций не бывает меньше двух.

2.4. Для каждой основной функции (для каждой «большой ветви») напишите вспомогательные функции, обеспечивающие ее выполнение и расположите их в виде «средних ветвей», примыкающих к «большим».

Диаграмма Исикавы Как Построить в Excel • Использование диаграммы

П11. На этом шаге построения и на следующих прибегнуть к рассмотрению проблемы с точки зрения «возможности обеспечения функции» или воспользуйтесь консультацией узкого специалиста по рассматриваемой системе (по аналогии с примечанием П7).

П12. Диаграмму можно строить или на листе формата А0 или А1. Можно диаграмму строить и на листах формата А4. В этом случае основная функция F1 может выглядеть на отдельном листе следующим образом

Диаграмма Исикавы Как Построить в Excel • Использование диаграммы

П13. Степень углубления во вспомогательные функции (2-го ранга, 3-го ранга, . ) определяется целями анализа.

3. Нанесение на диаграмму нежелательных эффектов и выявление противоречий.

П14. При выполнении полезных функций любого уровня обычно возникают сопутствующие им вредные явления, препятствия и ограничения. Назовем их нежелательными явлениями (НЭ). НЭ обычно делятся на два класса: “вредности” и “недостатки”.

Вредная функция – функция, отрицательно влияющая на потребительские свойства объекта. Вредностью называется нежелательный эффект, заключающийся в недопустимом ухудшении параметров материальных объектов (что-то портится, ломается, загрязняется и т.п.). Типовая формулировка: имеется вредный фактор, изменяющий состояние объекта (вредное действие, вредный результат).

а) отличаться от объекта ГПФ (т.е. система оказывает полезное действие на один объект надсистемы и оказывает вредное действие на какой-то другой объект надсистемы). Действие вредной функции будем обозначать волнистой линией;

Диаграмма Исикавы Как Построить в Excel • Использование диаграммы

б) совпадать с объектом ГПФ (т.е. система оказывает на один и тот же объект надсистемы полезное и вредное действия);

Диаграмма Исикавы Как Построить в Excel • Использование диаграммы

в) совпадать с носителем ГПФ (т.е. техническая система оказывает полезное действие на какой-то элемент надсистемы, но при этом происходит вредное воздействие на саму техническую систему или на какой-то элемент этой системы).

Диаграмма Исикавы Как Построить в Excel • Использование диаграммы

Недостатком называется НЭ, заключающийся в невыполнении или недостаточно качественном выполнении полезной функции. Недостаточное выполнение полезной функции будем обозначать пунктирной линией.

Диаграмма Исикавы Как Построить в Excel • Использование диаграммы

  • отсутствует требуемое полезное действие по изменению (отсутствует требуемое полезное изменение) состояния объекта ГПФ;
  • требуемое полезное действие по изменению состояния объекта ГПФ осуществляется недостаточно эффективно (требуемое полезное изменение достигается не полностью);
  • отсутствует требуемая информация о состоянии объекта;
  • требуемая информация о состоянии объекта недостаточна;
  • сложность системы слишком велика;
  • стоимость системы слишком велика (в системе используются дорогие или дефицитные комплектующие);
  • значение характеристики системы (кроме характеристик измерения и контроля) не достигает требуемой величины;
  • значение характеристики системы (кроме сложности и стоимости) превышает требуемую величину.

Будем условно считать, что на диаграмме направление справа налево – это направление нежелательных эффектов. При реализации одной полезной функции может возникнуть несколько “вредностей” и “недостатков”.

Диаграмма Исикавы Как Построить в Excel • Использование диаграммы

П15. Для более полного выявления нежелательных эффектов можно использовать инверсный метод выявления скрытых нежелательных эффектов (“диверсионный” анализ).

3.2. Нанесите выявленные нежелательные эффекты на диаграмму в виде стрелок, направленных справа налево, вблизи соответствующих функций. Для наглядности стрелки, изображающие нежелательные эффекты, лучше рисовать другим цветом (например, синим).

Диаграмма Исикавы Как Построить в Excel • Использование диаграммы

3.3. Выявленные НЭ подлежат преобразованию в задачи двух типов: содержащие и не содержащие противоречие. Если задача не содержит противоречия, то в этом случае формулируется предложение, устраняющее НЭ.

П16. Предложение, устраняющее НЭ, будем называть средством устранения (СУ). СУ содействует реализации ГПФ системы и поэтому изображается на диаграмме стрелкой, направленной слева направо и указывающей на устраняемый этим СУ нежелательный эффект. Для наглядности эти стрелки можно рисовать другим цветом, например, красным.

Диаграмма Исикавы Как Построить в Excel • Использование диаграммы

3.4. Если диаграмма строилась на отдельных листах, то сведите все функции, нежелательные эффекты и средства устранения на один большой лист.

3.5. Выявите на диаграмме все противоречия, выявленные после нанесения всех СУ. В системе имеется противоречие в том случае, если введенное СУ устраняет свой НЭ, но при этом возникает “новый” НЭ. Этот новый НЭ может появиться на любом уровне системной иерархии. Задачи, содержащие противоречия, иногда называют ключевыми задачами.

3.6. Систематизируйте функции и нежелательные эффекты, рассматривая их в последовательности: от «мелких ветвей» к «средним» и от «средних» к «большим» и далее к «стволу дерева».

3.7. Распределите (проранжируйте) ключевые задачи по степени их важности (значимости).

На военных картах СССР войска противника обозначались синим цветом, а свои — красным. Поэтому в этой статье нежелательные эффекты отмечаются синим цветом, а средства устранения — красным. Хотя красный цвет больше «бросается» в глаза.

3.8. Пытайтесь решать задачи последовательно в порядке убывания их ранга.

П18. Для решения ключевых задач рекомендуется применять современные технологии интеллектуальной деятельности, например, теорию решения изобретательских задач.

П19. Большинство проблем, которые могли быть поставлены и решены на основе субъективного опыта или знаний, вероятно, уже решены. Оставшиеся же не решены из-за сложности или не ставились из-за неочевидности. Объективное установление важности задач с помощью функций – это более строгий и логичный подход.

П20. В результате анализа с использованием диаграммы получена цельная картина функционирования системы со всеми нежелательными эффектами и противоречиями. Выявлена иерархия задач, позволяющая выявить оптимальную тактику их решения.

П21. Задачи не всегда могут быть решены сегодня, но сама их формулировка, вербализация, ранжирование приносят пользу тем, что в процессе этой работы члены временной рабочей группы, ведущие анализ, более глубоко проникают в процесс функционирования системы.

3.9. Иерархия проблем и целей системы, выявленная в п.1.4 данной методики, определяют стратегию развития этой системы, выявленные задачи и их иерархия являются перечнем тактических задач, требующих своего решения, а комплекс решений и предложений может служить прогнозом развития системы в том случае, если этот комплекс предложений одобрен заказчиком и будет внедряться.

3.10. Нанесите на диаграмму всю необходимую информацию: ее название, наименование системы (или ее подсистемы) и ее назначение, имена участников построения диаграммы, дату и т.д.

П22. Если по обнаруженному НЭ нельзя предложить никаких средств устранения, то проблема не решена. Чтобы процесс совершенствования системы стал эффективным, надо разбивать нежелательные эффекты на части до тех пор, пока по каждой из этих частей можно будет предложить средство устранения, иначе сам процесс выявления нежелательных эффектов превратится в бессмысленное упражнение.

3.11. Пытайтесь постоянно совершенствовать диаграмму Исикавы-Сибирякова, пока вы ею пользуетесь. Использование диаграммы поможет обнаружить элементы системы:

эксперт
Мнение эксперта
Михаил Соловьев, консультант по вопросам работы с продуктами Microsoft
Если у вас возникнут сложности, я помогу разобраться!
Задать вопрос эксперту
В процессе работы или обучения нередко приходится сталкиваться с определенными графическими схемами, к примеру, с диаграммами. Если же вы хотите что-то уточнить, обращайтесь ко мне!
В процессе работы или обучения нередко приходится сталкиваться с определенными графическими схемами, к примеру, с диаграммами. Это часто употребляемая схема, используемая для отображения долей, процентного соотношения чего-либо. И знания о построении таких диаграмм окажутся довольно полезными.
Диаграмма Исикавы Как Построить в Excel • Использование диаграммы

Статьи — Диаграмма Исикавы (Рыбья кость). Пример использования для анализа 5-почему

  • отсутствует требуемое полезное действие по изменению (отсутствует требуемое полезное изменение) состояния объекта ГПФ;
  • требуемое полезное действие по изменению состояния объекта ГПФ осуществляется недостаточно эффективно (требуемое полезное изменение достигается не полностью);
  • отсутствует требуемая информация о состоянии объекта;
  • требуемая информация о состоянии объекта недостаточна;
  • сложность системы слишком велика;
  • стоимость системы слишком велика (в системе используются дорогие или дефицитные комплектующие);
  • значение характеристики системы (кроме характеристик измерения и контроля) не достигает требуемой величины;
  • значение характеристики системы (кроме сложности и стоимости) превышает требуемую величину.

Оцените влияние каждого фактора второго уровня в процентах или по 10-балльной шкале. Сложите полученные цифры в рамках одного основного фактора. «Кость» с самым большим результатом и является основной причиной той ситуации, в которой мы с вами оказались. С ней нужно работать в первую очередь.

Диаграмма исикавы скелет рыбы. Причинно-следственная диаграмма Исикавы в Excel

Изучить, отобразить и обеспечить технологию поиска истинных причин рассматриваемой проблемы для эффективного их разреше­ния, т.е. соотнести причины с результатами (следствиями). Это один из наиболее элегантных и широко используемых инструментальных методов контроля качества.

Существуют три основных типа диаграмм причина-результат:

Назначение метода. Применяется при разработке и непрерыв­ном совершенствовании продукции. Диаграмма Исикавы — инстру­мент, обеспечивающий системный подход к к определению фактиче­ских причин возникновения проблем.

В соответствии с известным принципом Парето, среди множества потенциальных причин (причинных факторов, по Исикаве), порож­дающих проблемы (следствие), лишь две-три являются наиболее зна­чимыми, их поиск и должен быть организован. Для этого осуществ­ляется:

Сбор и систематизация всех причин, прямо или косвенно вли­яющих на исследуемую проблему;

группировка этих причин по смысловым и причинно-следственным блокам;

Анализ получившейся картины. Особенности метода

Иногда добавляют измерительную систему (Measurement Sys­ tem)

Диаграмма Исикавы Как Построить в Excel • Использование диаграммы

Все участники должны прийти к единому мнению относи­тельно формулировки проблемы.

Изучаемая проблема записывается с правой стороны в сере­дине чистого листа бумаги и заключается в рамку, к которой слева подходит основная горизонтальная стрелка — «хребет» (диаграмму Исикавы из-за внешнего вида часто называют «рыбьим скелетом»).

Наносятся главные причины (причины уровня 1), влияющие на проблему, — «большие кости». Они заключаются в рамки и со­единяются наклонными стрелками с «хребтом».

При анализе должны выявляться и фиксироваться все фак­торы, даже те, которые кажутся незначительными, так как цель схемы — отыскать наиболее правильный путь и эффективный спо­соб решения проблемы.

Причины (факторы) оцениваются и ранжируются по их зна­чимости, выделяя особо важные, которые предположительно ока­зывают наибольшее влияние на показатель качества.

В диаграмму вносится вся необходимая информация: ее название; наименование изделия; имена участников; дата и т. д.

Процесс выявления, анализа и объяснения причин, является ключевым в структурировании проблемы и переходу к корректи­рующим действиям.

Задавая при анализе каждой причины вопрос «почему?», мож­но определить первопричину проблемы (по аналогии с выявлением главной функции каждого элемента объекта при функционально-стоимостном анализе).

Способ взглянуть на логику в направлении «почему?» состоит в том, чтобы рассматривать это направление в виде процесса посте­пенного раскрытия всей цепи последовательно связанных между собой причинных факторов, оказывающих влияние на проблему ка­чества.

Достоинства метода Диаграмма Исикавы позволяет:

Представить взаимосвязь между причинами и сопоставить их относительную важность. Недостатки метода

Не рассматривается логическая проверка цепочки причин, ве­ дущих к первопричине, т. е. отсутствуют правила проверки в об­ ратном направлении от первопричины к результатам.

Сложная и не всегда четко структурированная диаграмма не позволяет делать правильные выводы.

Получение информации, необходимой для принятия управляю­щих решений.

Графический метод, который получил название диаграммы Исикавы, помогает анализировать и формировать значимые причинно-следственные связи. Такой инструмент анализа систем по внешнему виду несколько напоминает рыбью кость. На схеме непременно присутствует центральная горизонтально расположенная ось и отходящие от нее «ребра».

Свою диаграмму японский профессор Исикава придумал в середине прошлого века, когда усиленно искал способы для выявления причин проблем, возникавших в научных и прикладных исследованиях. Ученому хотелось разработать пригодный для употребления метод системного анализа, который был бы наглядным представлением проблем, имеющихся в системе.

Области применения диаграммы Исикавы

Методика Исикавы почти сразу после опубликования нашла широкое применение в производственном менеджменте, где стала использоваться для анализа качества продукции и решения сложных производственных проблем. Сегодня диаграмму Исикавы широко используют во всем мире, в том числе и в теории изобретательства, где с ее помощью выявляют причины возникновения технических противоречий.

Как построить диаграмму Исикавы

Вначале исследователь проясняет для себя проблему, ее сущность и сложность. После этого строится исходный пункт анализа, который имеет вид горизонтальной стрелки, направленной вправо. На острие стрелки находится четко очерченная и ясно сформулированная проблема.

К осевой линии под некоторым углом пририсовываются дополнительные стрелки, каждая из которых обозначает одну из возможных причин, вызвавших появление проблемы. Если в ходе анализа выясняется, что причины в свою очередь обусловлены более глубокими факторами, каждая из стрелок может разветвляться.

Построив развернутое графическое отображение причинно-следственных связей, можно наглядно представить себе всю систему в динамике причин и следствий, влияющих, к примеру, на результат производственной деятельности или на менеджмент предприятия. Очень часто такой инструмент визуализации помогает выявить значимые факторы, которые при ином способе анализа ускользают от внимания.

Осевое время – термин, лежащий в основе всего культурологического мировоззрения немецкого философа Карла Ясперса. Он обозначил осевым временем тот период в истории человечества, когда мифологические воззрения людей уступили место рациональному, философскому мышлению, которое и стало дальнейшей основой развития современного человека.

Современные технологии управления производством и менеджмента качества позволяют крайне эффективно анализировать производственные процессы. Один из таких методов: диаграмма Исикавы – успешно используется на многих предприятиях по всему миру.

Диаграмма Исикавы Как Построить в Excel • Использование диаграммы

Диаграмма состояний напоминает блок схему и представляет собой процесс изменения объекта в результате переходов. Это понятие было введено несколько десятков лет назад и постоянно совершенствовалось с развитием вычислительных технологий.

Диаграмма Исикавы Как Построить в Excel • Использование диаграммы

Основные понятия

Особенности создания диаграммы состояний

Заключение

В процессе работы или обучения нередко приходится сталкиваться с определенными графическими схемами, к примеру, с диаграммами. Это часто употребляемая схема, используемая для отображения долей, процентного соотношения чего-либо. И знания о построении таких диаграмм окажутся довольно полезными.

Диаграмма Исикавы Как Построить в Excel • Использование диаграммы

Для построения диаграммы воспользуйтесь программой Microsoft Excel. Конечно, в Microsoft Excel есть функция создания автоматических диаграмм. Но вряд ли это устроит человека, который хочет, чтоб его схема была уникальной и именно такой, какой он ее и задумывал. Если приложить немного усилий, можно создать собственную диаграмму в Excel, используя при этом все те же функции.

Другие названия метода: «Причинно-следственная диаграмма» («рыбий скелет»)

Назначение метода

Применяется при разработке и непрерывном совершенствовании продукции. Диаграмма Исикавы — инструмент, обеспечивающий системный подход к к определению фактических причин возникновения проблем.

Цель метода

Изучить, отобразить и обеспечить технологию поиска истинных причин рассматриваемой проблемы для эффективного их разрешения.

Суть метода

Причинно-следственная диаграмма — это ключ к решению возникающих проблем.

Диаграмма позволяет в простой и доступной форме систематизировать все потенциальные причины рассматриваемых проблем, выделить самые существенные и провести поуровневый поиск первопричины.

План действий

В соответствии с известным принципом Парето, среди множества потенциальных причин (причинных факторов, по Исикаве), порождающих проблемы (следствие), лишь две-три являются наиболее значимыми, их поиск и должен быть организован. Для этого осуществляется:

  • сбор и систематизация всех причин, прямо или косвенно влияющих на исследуемую проблему;
  • группировка этих причин по смысловым и причинно-следственным блокам;
  • ранжирование их внутри каждого блока;
  • анализ получившейся картины.

Особенности метода

Общие правила построения

  1. Прежде чем приступать к построению диаграммы, все участники должны прийти к единому мнению относительно формулировки проблемы.
  2. Изучаемая проблема записывается с правой стороны в середине чистого листа бумаги и заключается в рамку, к которой слева подходит основная горизонтальная стрелка — «хребет» (диаграмму Исикавы из-за внешнего вида часто называют «рыбьим скелетом»).
  3. Наносятся главные причины (причины уровня 1), влияющие на проблему, — «большие кости». Они заключаются в рамки и соединяются наклонными стрелками с «хребтом».
  4. Далее наносятся вторичные причины (причины уровня 2), которые влияют на главные причины («большие кости»), а те, в свою очередь, являются следствием вторичных причин. Вторичные причины записываются и располагаются в виде «средних костей», примыкающих к «большим». Причины уровня 3, которые влияют на причины уровня 2, располагаются в виде «мелких костей», примыкающих к «средним», и т. д. (Если на диаграмме приведены не все причины, то одна стрелка оставляется пустой).
  5. При анализе должны выявляться и фиксироваться все факторы, даже те, которые кажутся незначительными, так как цель схемы — отыскать наиболее правильный путь и эффективный способ решения проблемы.
  6. Причины (факторы) оцениваются и ранжируются по их значимости, выделяя особо важные, которые предположительно оказывают наибольшее влияние на показатель качества.
  7. В диаграмму вносится вся необходимая информация: ее название; наименование изделия; имена участников; дата и т. д.
  • Процесс выявления, анализа и объяснения причин, является ключевым в структурировании проблемы и переходу к корректирующим действиям.
  • Задавая при анализе каждой причины вопрос «почему?», можно определить первопричину проблемы (по аналогии с выявлением главной функции каждого элемента объекта при функционально-стоимостном анализе).
  • Способ взглянуть на логику в направлении «почему?» состоит в том, чтобы рассматривать это направление в виде процесса постепенного раскрытия всей цепи последовательно связанных между собой причинных факторов, оказывающих влияние на проблему качества.

Достоинства метода

Недостатки метода

  • Не рассматривается логическая проверка цепочки причин, ведущих к первопричине, т. е. отсутствуют правила проверки в обратном направлении от первопричины к результатам.
  • Сложная и не всегда четко структурированная диаграмма не позволяет делать правильные выводы.

Ожидаемый результат

Получение информации, необходимой для принятия управляющих решений.

Одним из эффективных приёмов визуализации мышления является причинно-следственная диаграмма Исикавы Каору — известного японского ученого в области управления качеством, с именем которого связывают возрождение и развитие японской экономики.

Другое название метода Исикавы Fishbone («рыбий скелет»).

Исикава предложил для мозгового штурма инструмент, обеспечивающий системный подход к к определению фактических причин возникновения проблем.

Диаграмма позволяет в простой и доступной форме систематизировать все возможные проблемы, выделить самые существенные и провести поуровневый поиск первопричины.

Предполагается несколько этапов мозгового штурма и составления диаграммы:

  • сбор и систематизация всех причин, прямо или косвенно влияющих на исследуемую проблему;
  • группировка этих причин по смысловым и причинно-следственным блокам;
  • ранжирование их внутри каждого блока;
  • анализ получившейся картины.

Прежде чем приступать к построению диаграммы, все участники мозгового штурма должны чётко сформулировать проблему.

Изучаемая проблема записывается с правой стороны в середине чистого листа бумаги и заключается в рамку, к которой слева подходит основная горизонтальная стрелка — «хребет» (диаграмму Исикавы из-за внешнего вида поэтому и называют «рыбьим скелетом»).

Диаграмма Исикавы Как Построить в Excel • Использование диаграммы

Наносятся главные причины (причины 1 уровня ), влияющие на проблему, — «большие кости». Они заключаются в рамки и соединяются наклонными стрелками с «хребтом».

Вторичные причины записываются и располагаются в виде «средних костей», примыкающих к «большим».

Причины 3 уровня , которые влияют на причины уровня 2, располагаются в виде «мелких костей», примыкающих к «средним», и т. д.

Причины (факторы) оцениваются и ранжируются по их значимости, выделяя особо важные, которые предположительно оказывают наибольшее влияние на показатель качества.

Главное при решении проблемы: найти причинно-следственные связи , ответить на вопросы «ПОЧЕМУ?»

  • стимулировать творческое мышление;
  • представить взаимосвязь между причинами и сопоставить их относительную важность;
  • упорядочить работу творческой (учебной) группы.

При использовании мультимедийного варианта очень важно сделать такую диаграмму интерактивной. Именно для анимированной диаграммы Исикавы, на мой взгляд, очень эффективна известная . Впрочем, и в популярном приложении PowerPoint можно подготовить анимированную диаграмму Исикавы.

Работа с диаграммой эффектно смотрится на интерактивной доске , а также при сообщениях участников мозгового штурма.

Сертифицированный бизнес-тренер. Знает, как из очень сложного сделать понятное для всех. Соединяет теорию и практику для решения вопросов бизнеса.

Любой человек время от времени сталкивается с препятствиями и проблемами на своём пути. Достаточно часто люди в ответ на какой-то вызов начинают быстро что-то делать, при этом не до конца понимая причины сложившейся ситуации. Они пытаются избавиться от симптомов, а не найти причину болезни и исправить её.

Кто-то скажет в ответ: «Если ты при смерти, о причинах некогда думать — спасаться надо». Да, это правда, но как часто мы находимся в критических обстоятельствах для нашего бизнеса? Не так часто. Значит, время для рассуждения и оценки ситуации всё-таки есть.

Например, у руководителя небольшого отдела из 10 человек . Тихо-мирно, поэтому руководитель особенно и не пытается выяснить, в чём причина увольнения, и сразу нанимает нового сотрудника взамен старого.

Спустя какое-то время увольняется ещё один сотрудник. Теперь руководитель начинает искать причины, и оказывается, что из-за третьего сотрудника, который ещё работает в отделе, эмоциональный климат в коллективе резко ухудшился.

В итоге руководитель увольняет самодура и ситуация выравнивается, но к этому времени ему пришлось потерять двоих сотрудников, к тому же он потратил время и деньги компании, чтобы найти им замену.

Добавьте сюда же адаптацию нового сотрудника, которая займёт от 2 недель до 2 месяцев: в этот период его эффективность будет низкой. Также стоит учитывать раздражение «старших» коллег, которым придётся учить новых сотрудников, тем самым отвлекаясь от своей непосредственной деятельности.

В итоге скороспелое решение без анализа ситуации снизило эффективность отдела на несколько месяцев. Если это произошло в низкий сезон для нашего бизнеса, то это не так критично. А если в высокий? В таком случае мы сами создали ситуацию, когда о причинах уже задумываться некогда.

Диаграмма Исикавы (ещё её называют «рыбья кость») — это график, на котором представлены все факторы, которые могли повлиять на возникновение проблемы.

Диаграмма Исикавы Как Построить в Excel • Использование диаграммы

Если разобраться, то применить эту диаграмму для выявления причин проблемных ситуаций может любой.

Шаг первый. Чётко описать проблему

Например, падение продаж в магазине. Рисуется квадрат («голова рыбы»), куда мы вписываем проблему.

Шаг второй. Определить основные факторы

Определяете основные факторы («кости хребта»), которые повлияли на развитие проблемы: люди, методы и техники (этапы продаж), внешняя среда (конкуренты душат демпингом), товар (продаём ширпотреб) и так далее. Обычно таких факторов не более шести.

Шаг третий. Описать основные факторы подробнее

Для каждой «кости хребта» уточняем, в чём именно недостаток. Например, сотрудникам не хватает навыков установления контакта во время продажи (желательно расписать, каких конкретно навыков).

Шаг четвёртый. «Анализируй это»

Оцените влияние каждого фактора второго уровня в процентах или по 10-балльной шкале. Сложите полученные цифры в рамках одного основного фактора. «Кость» с самым большим результатом и является основной причиной той ситуации, в которой мы с вами оказались. С ней нужно работать в первую очередь.

Время начать разработку мероприятий по уменьшению влияния этого фактора согласно вашим приоритетам.

Если вы будете придерживаться этого несложного метода, в неблагоприятных ситуациях станет значительно проще: вы чётко будете понимать, в чём причина сложившихся обстоятельств и что необходимо исправить.

эксперт
Мнение эксперта
Михаил Соловьев, консультант по вопросам работы с продуктами Microsoft
Если у вас возникнут сложности, я помогу разобраться!
Задать вопрос эксперту
Исикава предложил для мозгового штурма инструмент, обеспечивающий системный подход к к определению фактических причин возникновения проблем. Если же вы хотите что-то уточнить, обращайтесь ко мне!
Спустя какое-то время увольняется ещё один сотрудник. Теперь руководитель начинает искать причины, и оказывается, что из-за третьего сотрудника, который ещё работает в отделе, эмоциональный климат в коллективе резко ухудшился.

Диаграмма Исикавы, теория и примеры

  • Процесс выявления, анализа и объяснения причин, является ключевым в структурировании проблемы и переходу к корректирующим действиям.
  • Задавая при анализе каждой причины вопрос «почему?», можно определить первопричину проблемы (по аналогии с выявлением главной функции каждого элемента объекта при функционально-стоимостном анализе).
  • Способ взглянуть на логику в направлении «почему?» состоит в том, чтобы рассматривать это направление в виде процесса постепенного раскрытия всей цепи последовательно связанных между собой причинных факторов, оказывающих влияние на проблему качества.

По причинам, по которым можно дать количественную оценку, надо провести измерения с помощью различных методов. Это подтвердит наличие проблемы, укажет на степень ее серьезности, создаст основу для определения первоочередных задач и последующих оценок принятых мер.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector